Алексей Максимович (18.02.1808, с. Верхневыксунский Завод Ардатовского у. Нижегородской губ.- 18.12.1862, С.-Петербург), архит., один из основоположников национального направления в рус. архитектуре. Род. в семье главного управляющего железоделательным заводом, принадлежавшим И. Р. Баташёву. Рано потеряв родителей, с 1823 г. занимал должность копииста в Ардатовском, с 1825 г.- в Арзамасском управлении питейного сбора. В 1826 г. переехал в С.-Петербург, рисовал торговые этикетки и вывески. Участвовал в художественных изданиях П. П. Свиньина, вместе с к-рым в 1826-1828 гг. совершил путешествия по Сев. и Центр. России, изучая и зарисовывая памятники архитектуры, опубликованные впосл. в альбоме «Картины России и быт разноплеменных ее народов из путешествий П. П. Свиньина» (СПб., 1839. Ч. 1). Побывал с «художественно-археологическими целями» в Новгороде, в Пскове, во Владимире, в Киеве.
В 1828 г. Г. учился в Москве у архит. Д. И. Жилярди. В 1829 г. по рекомендации архит. В. П. Стасова получил должность архитекторского ученика в Царскосельском дворцовом правлении. Учился акварельной живописи у архит. А. П. Брюллова, с 1831 г. работая его помощником на постройке имп. Михайловского театра в С.-Петербурге. В 1834 г. получил аттестат АХ на звание свободного художника архитектуры за «Проект дачи для богатого жителя столицы». Тогда же создал серию рисунков для «Панорамы Петербурга» А. П. Башуцкого. В 1834-1837 гг. Г. совершил за свой счет путешествие в Европу для изучения памятников в Италии, Германии, Франции и Швейцарии; делал зарисовки и обмеры, разрабатывал проекты реконструкций, проявляя наибольший интерес к визант. зодчеству (в частности, к собору в Монреале). За исполненные в этот период работы, в т. ч. за проект реставрации храма Юпитера в Помпеях, по возвращении в Россию Г. получил звание академика архитектуры (1838); о ряде обмеров и рисунков имеется положительный отзыв имп. Николая I. В 1838-1839 гг. Г. служил под рук. Брюллова в строительной комиссии по возобновлению Зимнего дворца после пожара. С 1843 г. до конца жизни состоял архитектором МВД, в 1845-1847 гг.- архитектором Капитула Российских орденов; в 1846-1847 гг. построил правую часть здания Капитула (С.-Петербург, Гагаринская ул., 6). В 1849 г. за проект великокняжеского дворца был удостоен звания профессора АХ. Г. был награжден орденами 2-й степени св. Анны и св. Станислава, имел чин коллежского советника. С 1858 г. занимал должность профессора начертательной геометрии, перспективы и теории теней в АХ.
В начале творческого пути Г. придерживался классицистического стиля (усадьба Орловых-Денисовых в Коломягах, 1839-1841, С.-Петербург, Главная ул., 32) или форм ранней эклектики, преимущественно неоренессанса и т. н. помпейского стиля, иногда с элементами неоготики (перестройка дома А. Ф. Шишмарёва в С.-Петербурге (1840-1841); римско-католич. семинарии в Минске (1839-1840), коллегии в С.-Петербурге, перестроенной из бывш. дома Г. Р. Державина (1848-1850, начало работы над проектом в 1845, проект удостоен папой Пием IX золотой медали), дачи на Аптекарском и Каменном о-вах). Он принял участие в конкурсе на строительство храма-памятника в ознаменование победы в Полтавской битве (1840).
Новый этап в творчестве Г. обозначила работа над проектами для Валаамского мон-ря и Троице-Сергиевой пуст., к к-рым его привлекли свт. Игнатий (Брянчанинов), в то время благочинный мон-рей С.-Петербургской епархии и настоятель пустыни, и настоятель Валаамского мон-ря (1839-1881) игум. Дамаскин (Кононов). По заказу игум. Дамаскина Г. полностью перестроил старый скит во имя Всех святых на Скитском о-ве: 8 жилых и хозяйственных корпусов были встроены в 4-угольную ограду с башенками по углам, воротами в центре с каждой стороны (1840-1844). 2-этажная ц. во имя Всех святых (1846-1850) с верхней ц. во имя Всех небесных сил бесплотных заняла центральное положение на территории скита. В ее архитектуре Г. соединил черты неороманского и рус. (в отделке шатровой колокольни) стилей.
В 1849-1853 гг. на Крестовом о-ве по проекту Г. была сооружена каменная ц. во имя свт. Николая Чудотворца - столпообразная, увенчанная шатром постройка (высота 32,5 м) в рус. стиле. Церковь играет важнейшую роль в монастырском ансамбле, являясь архитектурной доминантой при входе кораблей с Ладожского оз. в главную Монастырскую бухту. С постройкой Г. к юго-востоку от церкви 2-этажного келейного корпуса (1858) возник Никольский скит.
Предполагается, что Г. принял участие в расширении деревянной часовни во имя прп. Александра Свирского (переосвящена в качестве церкви, 1855, воссоздана от фундамента после пожара 1999). Ему принадлежит проект возведения в измененных формах (1858-1860) деревянного храма в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, сооруженного валаамской братией в XVII в. в Васильевском мон-ре на р. Волхов и перенесенного на Предтеченский о-в по желанию игум. Дамаскина. Архитектура 3-частной церкви, основной объем к-рой увенчан луковичной главой, с шатровой колокольней над притвором соответствует образцовым проектам архит. К. А. Тона в рус. стиле. В каменном подклете располагался теплый Трехсвятительский придел. Г. участвовал в проектировании Знаменской часовни, сооруженной в формах зодчества XVII в. (1860) в честь посещения мон-ря имп. Александром II в 1858 г. Основной объем часовни открыт с 3 сторон: 4 столба, объединенные арками, поддерживают крестовый свод; с востока часовня имеет апсиду.
Др. сооружения Г. на Валааме (зимняя гостиница, проект 1850, 1851-1852; странноприимный дом, 1856, не сохр.; водопроводный дом, проект 1859, 1860-1863) близки к стилистике Тона и его последователей. В постройках на Валааме проявилось понимание Г. взаимосвязи архитектуры и местной природы.
В Троице-Сергиевой пуст. под С.-Петербургом Г. использовал приемы и мотивы визант. и романской архитектуры, древнерус. зодчества ХVI-XVII вв. Братский корпус пустыни объединил надвратную 2-светную, увенчанную шатром ц. во имя мч. Саввы Стратилата с 2 симметричными корпусами келий; общее оформление постройки выдержано в стиле XVII в. (1844-1863, основные работы 1859-1862). Стилистическое единство с корпусом имеют 2 часовни при св. вратах (1844-1845), образующие главный фасад монастырского ансамбля со стороны Петергофской дороги. Ц. во имя прп. Сергия Радонежского (1853-1859, действует) в пустыни представляет собой 3-нефную базилику с 2 рядами 5-метровых гранитных колонн, декорированную с использованием визант. и романских элементов. Фасад церкви повторяет барочную отделку примыкающих к ней трапезной и настоятельского корпуса XVIII в. В нижнем этаже находились 2 придела-усыпальницы.
Тип 3-нефной базилики в сочетании с элементами рус. стиля (луковичными главками над зап. и вост. частями здания, крыльцом в стиле зодчества XVII в., живописной отделкой фигурным кирпичом) был использован Г. при проектировании ц. во имя свт. Иоанна Златоуста в староладожском Николаевском мон-ре (проект 1859, строительство окончено в 1872, действует). В рус. стиле XVII в. Г. выполнил новый фасад здания подворья Троице-Сергиевой лавры в С.-Петербурге, где находились домовые церкви во имя прп. Сергия Радонежского и Пресв. Троицы (1857-1858, перестроено, не сохр.), фасад воссоздан в 1995, и наружный декор больничного корпуса с шатровой Крестовоздвиженской ц. в староладожском Успенском мон-ре (1860-1862, действует, шатер утрачен).
Успенский собор Святогорского Успенского мон-ря (г. Славяногорск Донецкой обл.) (1859-1868, действует) имеет объем, близкий к кубическому, увенчан шатровым пятиглавием. 3-частные фасады завершены килевидными закомарами, основания барабанов декорированы килевидными кокошниками. Тип здания восходит к Благовещенской ц. Конного полка в С.-Петербурге (архит. Тон).
В объемно-пространственной композиции кафедрального Успенского собора в Гельсингфорсе (Хельсинки) (проект 1859, 1860-1868) Г. развил тип шатровой постройки, предложенной Тоном. Квадратный в плане 4-столпный храм высотой 51 м венчают центральный монументальный шатер, завершенный луковичной главой, и 12 малых луковичных главок, создающих живописный силуэт храма. Насыщенный кирпичный фасадный декор выполнен в традициях рус. «узорочья» XVII в. и в меньшей степени - романского стиля. После смерти Г. здание, в частности колокольню, достроил архит. И. А. Варнек.
По проектам Г. были сооружены: Успенский собор в г. Моздоке (1859-1860, не сохр.); усадебные церкви в имениях Александрова (Тульская губ., в русско-визант. стиле, 1848-1849), Громова (Тихвинский у. Новгородской губ., 1852), гр. Кочубея (1854); колокольня собора в Мценске (1859, не сохр.); ц. Благовещения Пресв. Богородицы при Департаменте общих дел МВД (в неороманском стиле, совместно с В. И. Собольщиковым, 1854-1855, не сохр.); ц. в честь Собора Пресв. Богородицы в доме гр. Н. А. Протасова (в рус. стиле, 1854-1856, не сохр.); часовня-усыпальница кн. Д. М. Пожарского в Спасо-Евфимиевом мон-ре в г. Суздале (1858 - нач. 60-х гг. XIX в., не сохр.); шатровая часовня во имя Христа Спасителя Гуслицкого Спасо-Преображенского мон-ря Московской епархии в С.-Петербурге на Невском проспекте (1860-1861, разрушена в 1929); иконостасы для ц. свт. Николая Чудотворца и св. мц. царицы Александры в Ницце по заказу вдовствующей имп. Александры Феодоровны (в «новгородском стиле», 1858, сохр.) и Троицкого собора в г. Боровичи (1858-1859, не сохр.) и др.
Г. проявил себя как реставратор при ремонте внутреннего убранства Андреевского собора в С.-Петербурге (1857-1858), по его же проекту к храму были пристроены приделы Успенский и Никольский, близкие к барочной архитектуре собора. Фасады надстроенного Г. сев. крыла митрополичьего дома Александро-Невской лавры с Успенской (крестовой) ц. соответствовали барочной стилистике здания XVIII в. (1861-1863).
Остались неосуществленными проекты церквей для вел. кнг. Елены Павловны и на Смоленском кладбище в С.-Петербурге, а также перестройки Успенской (Спасо-Сенновской) ц. в С.-Петербурге и др. Г. разрабатывал эскизы серебряных позолоченных окладов Остромирова Евангелия и первопечатного Апостола.
Конфликтная ситуация при постройке собора в Гельсингфорсе ускорила кончину Г., долгое время страдавшего «водяной болезнью». Он был похоронен в Троице-Сергиевой пуст.; в 1879 г. над его могилой установили белый мраморный крест, стилизованный под древнерус., с изображениями 12 самых значительных сооружений зодчего (эскиз И. И. Горностаева).
Творчество Г. соответствовало развитию принципов историзма в рус. архитектуре и противопоставлялось современниками тоновскому направлению. Стасов характеризовал Г. как родоначальника «неофициального русского стиля». При общей тенденции перехода от классицизма к архитектуре зрелой эклектики Г. удалился от классицистической основы, к-рая прослеживается в проектах Тона. Опыт изучения древнерус. зодчества и искусства Византии он сочетал с оригинальностью композиции, крупным масштабом форм, мощной пластикой деталей (большинство церквей, построенных им, не были первоначально отштукатурены). Г. в большей степени, чем его предшественник, экспериментировал с объемно-пространственными решениями храмов (Иоанно-Златоустовская ц. в Ст. Ладоге, Никольская ц. на Валааме) и отделкой интерьеров (Сергиевская ц. Троице-Сергиевой пуст.), менее тяготел к монументальным формам. Он расширил круг прототипов церковных построек преимущественно за счет образцов романской и визант. архитектуры (Всехсвятская на Валааме, Иоанно-Златоустовская, Сергиевская церкви), а не только за счет древнерус. храмов, как это представлялось Стасову и его последователям. Г. в отличие от др. архитекторов активно использовал московское и ярославское «узорочье» XVII в., что предвосхитило стилистику 2-го этапа рус. стиля в период царствования Александра III.